Дополнительное меню

На художников продолжается давление со стороны руководства

+1
0
-1

Ситуация с Союзом художников продолжает развиваться в худшем направлении чем предполагалось.
Под надуманным предлогом судебные приставы хотят отобрать у художников их помещения. Ни дать не взять – молодежный дом в Копенгагене. Кажется, еще немного – и запылают мусорные баки! Попробуем вникнуть в проблему.
«Ты помнишь, как все начиналось…»
Точнее, как кончалось. Кончался Советский Союз, различные союзы и советы… В прежнее время структура организаций художников была четкой и продуманной. Творческой составляющей ведал Союз Художников, материальной – Художественный фонд. Все было выстроено по вертикали – от союзного уровня до регионального: СХ СССР, СХ РСФСР, СХ Тюменской области. После всеобщего краха местные союзы выживали, как могли. Худфонды порасторопнее смогли обратить свою материальную базу в стартовый капитал и существовать в «мире чистогана». А база была! Кроме обычных творческих мастерских художников, были промышленные мастерские, где делали багеты и подрамники, были гаражи и автопарки, конторские помещения со столами, мастерами и бухгалтерами, была масса «художников-оформителей», что обслуживала странный процесс перехода от «наглядной агитации» к «наружной рекламе» Худфонды менее расторопные подрастеряли свою базу – автопарк растащили, помещения раздали в аренду. Оформители стали рекламщиками…
Тюменский СХ оставался где-то посередине. Бывший комсомольский аппаратчик Николай Скрябин - директор художественного фонда в начале 90-х - проявил себя трезвым менеджером, пробивал заказы на Севере. Председатель Союза – Александр Новик, в молодости боксер, «держал удар» со всех сторон (в том числе обороняя союз от тех бывших спортсменов, которые были известны в те годы всей стране уже как бандиты). Однако хорошие заказы от нефтегазовых генералов – это деньги, а деньги влияют на людей (а художники - тоже люди!) непредсказуемым образом. Перестроечное заигрывание с интеллигенцией, когда в здании бывшего обкома партии устроили картинную галерею, – прошло, отношения стали прагматичными. Власти передали СХ в «бессрочное и безвозмездное пользование» имущественный комплекс в виде здания СХ по ул. Холодильной 124, мастерских-мансард на Воровского, Кузнецова, Республики, Мельникайте, художественного салона по ул. Республики 155… В то же время Выставочный зал, проведя последнюю областную художественную выставку, перешел под «Международную ярмарку». Но не оставляли в беде влиятельные спонсоры – Уренгойгазпром напечатал в Финляндии альбом «Художники Тюмени», дарил оргтехнику. «Новые русские» обзаводились недвижимостью или «осовременивали» жилища, снимая со стен пыльные ковры и украшая их живописью. Организации щедро дарили друг другу подарки за «казенный» счет, не обременяясь налоговой отчетностью. Одним словом, все было достаточно прилично – помещения, мастерские, налоговые льготы, заказы…
«Мой друг, художник и боксер…» В художественном царстве, однако, началась борьба за распределение заказов. Вокруг Новика, хваткого и предприимчивого, сплотилась группировка, получавшая львиную долю заказов. Не приспособленные к конкурентной борьбе на арт-рынке члены Союза были от этой кормушки отдалены. Недовольство их вылилось в снятие Новика с поста председателя и целой карусели переизбраний (Афанасьев, Валов, Галина Визель, Сульженко). В итоге «победил» Новик с завидным постоянством.
Наибольший вклад в развитие союза внесла тогда Галина Визель. В контакте с мэром города Степаном Киричуком она пролоббировала ту саму пресловутую передачу здания союза и мастерских в «бессрочное безвозмездное пользование». При этом в перечень зданий попал и художественный салон (Республики 155), который как коммерческое предприятие не мог претендовать на столь льготный статус. Само здание союза (Холодильная 124) строилось это в центре Тюмени на средства СХ РСФСР. Однако в постперестроечное время документы на здание соответствующим образом оформлены не были, («потерялись»!). Город прибрал здание к рукам и передал в пользование художникам. (Странное отношение Новика к документам и законодательству мы будем отмечать в течение всего повествования). После такой титанической работы Галина Визель могла бы смело стать владычицей союза. Однако грянул скандал. Все эти годы СХ не был плательщиком НДС. Было некое письмо Ельцина, времен «торгуйте где угодно и чем угодно, только не на проезжей части», которое освобождало данный творческий союз от уплаты налога. В те времена «укромные, теперь, почти былинные» и магазины торговали без кассовых аппаратов и никто не знал хитрого слова ИНН. Новик не утруждал свою организацию изучением тонкостей бухучета и юриста в штат не хотел брать. Гром грянул не во времена его председательства, и Галина Визель вынуждена была уйти в отставку. Налоговая инспекция выставила миллионные штрафы, а великий комбинатор А.Новик начал искать новые пути выхода из-под налогового бремени. Вновь учреждается худфонд, часть платежей идет через подконтрольное Новику акционерное общество «Творчество».
Кормушка для председателя.
Обладая практичным умом, председатель Союза художников А.Новик, вместе с художником Волковым, еще в 1992 году выступили инициаторами создания акционерного общества, которое, используя площади художественного салона по ул. Республики 155, занималось бы коммерческой деятельностью (основная уставная задача АО – извлечение прибыли). Собственнику помещения – городской администрации, в то время было не до художников и их квадратных метров, по этому новоиспеченное общество развернуло бойкую торговлю, не утруждая себя арендными и прочими платежами. Лишь через пару лет, как мы уже говорили, был оформлен договор о «бессрочном безвозмездном пользовании» между муниципалитетом и Союзом художников. Не оглядываясь, опять же на запретительный пункт договора о передаче этого помещения в аренду или субаренду, без согласия собственника, «художники» разместили на этих площадях свое АО «Творчество», цветочный салон «Венец» и частного предпринимателя – ювелира. Так на льготных муниципальных площадях мило извлекали прибыль три коммерческих предприятия. Однако, после извлечения прибыли, ее принято делить – и вот тут то, вновь возникли конфликты и основатель и директор общества художник Волков вынужден был уйти в отставку и распрощаться со своими акциями. Другие члены союза, увидев, что созданная в 1992 году «овчинка, стоит выделки», но доход от созданного на территории их общественной организации предприятия идет в карман пятерым учредителям, то же потянулись в общество, с просьбой «принять их в акционеры». Да бы не увеличивать оппозицию на отчетно-перевыборных собраниях Союза художников, А.Новик (а именно он был председателем правления АО) идет на увеличения количества акционеров и художники теперь абсолютно легально, с присущим творческим людям азартом, делят на дивиденды, полученную за год прибыль. Таким образом, А. Новик, не будучи председателем Союза, а только членом правления, но являясь председателем правления акционерного общества, состоящего на 80% из художников, по прежнему имел рычаги управления творческим сообществом. У АО были живые деньги, возможность давать ссуды, оплачивать председателю командировки, предоставлять ему транспорт и прочие материальные мелочи. Однако и здесь идиллия продолжалась не долго. Бойкий менеджмент и персонал акционерного общества стал, по мнению председателя, зарабатывать слишком много, да и делить прибыль, выплачивая дивиденды оппозиционно настроенным художником, то же было как-то не с руки. В результате смены менеджмента АО формально прибыль не показывала, а доходы выплачивали лояльным акционерам в виде матпомощи. Когда и этот способ «деления пирога» показался Новику не слишком удачным, акционерное общество таинственным образом «растворилось в тумане», оставив, купивших акции, членов общества с большим носом, на подобии буратинового. Их приходные ордера и выписки из реестра акционеров заняли почетное место в коллекциях «ценных бумаг» смутного времени, где-то между фантиками Мавроди и акциями «Гермеса». Товарно-материальные ценности и прочие основные средства бывшего общества продолжили свою службу председателю Новику уже под другой вывеской. Но об этом чуточку позже.
Кнут и пряник.
Однако коммерческие аферы на муниципальных площадях, это лишь малый и мелкий эпизод трудной борьбы А.Новика за пост бессменного председателя Союза. Четырехэтажное здание Союза художников по ул. Холодильной 124 – это более лакомый кусок и арендаторов туда (а кто там только не квартировал – от «Гербалайфа» до школы танцев!) можно разместить намного больше, чем в художественном салоне. Но что бы иметь на это право, надо быть председателем Союза. И мало избраться, надо еще и удержаться. Для этого нужно иметь верных сторонников на отчетно-выборных собраниях и всячески «гасить» любую попытку фронды. Универсальными пряниками в руках председателя были две вещи – членство и мастерские. Как только чаша весов в преддверии собрания склонялась не в пользу действующего председателя, как в члены творческого союза принимались лояльные и «премногоблагодарные» неофиты (включая дочь председателя). Членство в союзе, лишь на первый взгляд кажется в наше циничное время пустой формальностью! Прежде всего, «член союза» может пользоваться творческой мастерской. А в Тюмени, при ее ценах за квадратный метр, мансарды художников дорогого стоят! И положение с ними не самое плохое. Верхние этажи двух зданий по ул. Республики, по улицам Мельникайте, Кузнецова, Воровского с высокими потолками, хорошей естественной освещенностью – это все конечно построено при «старом режиме», но оборудованы коммуникациями не хуже квартир. Следует отметить, еще раз, что, будучи муниципальной собственностью, мастерские были переданы Союзу художников в «бессрочное безвозмездное» пользование, а не конкретным художникам. По этому (печально, но факт) со смертью члена союза или его отъездом, в его мастерскую въезжал другой художник, либо не имеющий мастерской, либо имеющий меньшую площадь. А кто распределяет мастерские? Конечно же председатель и подконтрольное ему правление. Вот отличный «пряник», который и позволял А.Новику гасить любую оппозицию. Художники лишь тихо ворчали, но идти против течения было себе дороже. Те, кто пытался спорить, отстаивать свое мнение - быстро превращались в изгоев художественного сообщества. Вот, к примеру, печальная судьба члена Союза художников с более чем 30-летним стажем (!) Владимира Янке. Передав Союзу художников свои картины для продажи на Севере области, он, как и все участники этой сделки, честно ждал обещанного гонорара, зная, что картины понравились заказчику и он их оплатил, перечислив на счет Союза кругленькую сумму. Долго ждал. Ходил и надоедал председателю, когда же с ним рассчитаются. Поняв, что Союз скорее всего перечисленные средства уже потратил (а статей расходов, как у любой организации, у Союза не мало – содержание штата, например), Янке обратился в суд и, о ужас! Выиграл процесс и «отсудил» у собственного союза в качестве компенсации (ибо средств на счете, понятное дело, уже не было) подержанный УАЗик. После этого художник стал врагом № 1 (ошибаюсь, врагом №2) у А.Новика. Враг №1 – это, наверно, искусствовед Валов, который выиграл в суде несколько процессов против А.Новика. Но вернемся к Янке. Его, члена Союза художников еще СССР с 1976 года, исключают из состава Тюменской областной организации Союза художников! Конечно, это решение было оспорено и правда восторжествовала, но на отчетно-выборные собрания его не допускали, материальную помощь от АО не выплачивали и прочая прочая… Печальную участь изгоев творческого сообщества разделили и другие «исключенцы»: искусствовед Валов, автор единственного цельного альбома тюменской организации СХ, художник и преподаватель института культуры Струнников. Этих бедолаг, специально нанятая Новиком милицейская охрана (на это деньги у Союза есть!), не пускала на отчетно-выборные собрания. Пытавшиеся, разобраться в «художествах» председателя без судебных тяжб, то же не многого добивались. Так, члену правления Союза Кальнину, стало плохо во время одного из жарких разбирательств и он скончался, практически на заседании.
Запуганные художники последовательно голосовали за переизбрание Новика на пост председателя, за изменения в уставе, продлевающие срок правления председателя и т.д. О последнем подробнее.
Операция «Ры».
Итак, перед председателем – долгожителем, стояла все та же долгоиграющая дилемма: денег в казне Союза нет, а имущество в пользовании есть. Близок локоть, да не укусишь. Обладая неплохими связями на властном олимпе, А.Новик мог бы «перевести» имущество в собственность Союза, но Союз в долгах, как в шелках. Тогда пришла «конгениальная» мысль – «Тюменскую областную организацию всероссийской общественной организации Союза художников России» обанкротить, а взамен создать «Тюменскую региональную организацию всероссийской общественной организации Союза художников России», сделав ее преемницей имущества, но не долгов. В аббревиатуре добавилась буква «Р», но все осталось по-прежнему. Только тут власти обратили внимание на «художества» руководства творческого союза. Оказалось, платили за мастерские, как за жилое помещение. Потребовался перевод в нежилое и изменились (в сторону роста, естественно) коммунальные платежи. Художники взвыли! Кроме того, Новик потребовал платить коммуналку ему в Союз, а не в ТРИЦ, как ранее. Художники стали получать две бумажки для оплаты – и перестали платить вовсе, пока не уляжется неразбериха. Огромное здание союза требовало огромных коммунальных платежей, а средств как не было, так нет. По слухам, которые упорно курсируют в художественной среде, Новик хотел устроить в здании Союза ресторан. Вряд ли это правда, хотя выпить и закусить в этом здании всегда было можно и без ресторана, в любой мастерской.
У разбитого корыта.
Банкротство Тюменской областной организации Союза художников высветило многие неприятные истории. Мы рассказали только часть их. В настоящий момент, уже год, сменяя друг друга, копаются в бумагах конкурсные управляющие. Судебные приставы снуют по пыльным коридорам Союза. Художники в ужасе считают грядущую стоимость аренды своих мастерских, которые теперь будут «стоить» как коммерческая площадь. В некогда процветающем художественном салоне – крайне убогая экспозиция резной кости – основного художественного промысла нашей области. Бессменный председатель А.Новик ходит по прокуратурам. Городские власти наконец-то поняли, что у них под боком многие годы творилось не творчество, а бедлам, и пытаются навести элементарный порядок в отношениях собственности и аренды. А ведь еще не давно Новик в СМИ пенял областным властям, почему заключают контракты с Екатеринбургским художественным фондом, а не с местным Союзом. Ныне не до претензий. Хаос и запустение; и закономерная тревога тюменских художников о своем будущем и будущем своего союза.
Выходов из сложившейся ситуации немного. По долгам надо платить, а неумелый и не слишком чистоплотный менеджмент творческого союза – менять. Видимо ТОО СХР действительно надо признать банкротом, тем более что в ЕГРЮЛ учредителями Союза значатся всего 9 (!) человек, как минимум трое из которых (Г. и А. Визель, А. Шилов) уже давно не живут в Тюмени и работают в других субъектах федерации. Творческой организации с буквой «Р» в аббревиатуре городские власти, скорее всего, выделят помещение для собраний правления – соизмеримое по площади с вкладом данной организации в развитие города. Возможно даже в этом же здании. Другие помещения здания Союза следует передать в аренду или в собственность другим творческим организациям или детским учреждениям. Мастерские художников должны оставаться в муниципальной собственности, а художники иметь нормальный договор аренды с собственником и коммунальными службами. Помещение художественного салона нужно выставить на торги с обязательным условием сохранения профильной деятельности, чтобы и «самодеятельные» художники, и талантливая молодежь имели возможность выставить и продать свои работы. Одним словом, нужно навести элементарный порядок.

Поделиться

Комментарии

Изображение пользователя vadiMчег.

Н-даа
Очень печальная история.
IMHO невозможно радикально повлиять на ситуцию.
Но морально выразить поддержку обездоленным и направить в прокуратуру обращение, полагаю, надо. О чем просить? Кого привлечь? Что именно проверить?

Отлично!
0
Неадекватно!
0

VadiMM
---------------
Вы проходимец, ваша честь -
И я к услугам вашим.

Давайте уже обращение сделаем, продвинем его в прокуратуру и через гордуму или облдуму
но надо, чтоб сами художники его подготовили

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Дак у них нет единого мнения по этому вопросу, я так понял.

Отлично!
0
Неадекватно!
0
Изображение пользователя vadiMчег.

Текст давайте - хоть какой...
Рыбу! Что-то выкроим может - и направим в поддержку

Отлично!
0
Неадекватно!
0

VadiMM
---------------
Вы проходимец, ваша честь -
И я к услугам вашим.