Дополнительное меню

Записка о целях общества.

+1
0
-1

Фундаментальное расхождение между мной и анархистами заключается в выборе системы координат и точки отсчёта. Анархистская утопия (как её понимает большинство известных мне российских анархистов) заключается в том, чтобы человеку было хорошо. Этой благостной цели и служит построение свободного общества, где нет эксплуатации и угнетения. Казалось бы, против чего тут возражать? Обратим внимание на то, что точкой отсчёта выбран человек, а цель выведена во внутрь общества, а не во вне. Цель – не познать мир, цель – не узнать свойства смерти для многократного продления жизни для долгих космических полётов. Нет, анархисты (и марксисты!) своей целью видят рай на Земле. Вечный кайф! Вечное производство и вечное потребление! Цель – чтобы было хорошо! «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!» О наивный белковый эгоцентризм!

Известный исламист Гейдар Джемаль в одной из своих лекций (www.kontrudar.ru) уделяет вопросу цели пристальное внимание. Лекция начинается словами о биографии Джемаля. Размер – 11,8 МБ. Приведу выдержку по теме.

«<…> а левая идея (она, конечно, тоже спекулирует на гуманизме), но левая идея на самом деле гораздо более антигуманистична, чем правая, потому что, по большому счёту, она ставит задачи, может быть и неверные, но всегда старается ставить такие задачи, которые в своём исполнении ничего общего с человеческим пространством и человеческими ценностями не имеют.

Например, идея Чернышевского сделать фаланстер алюминиевый, чтобы там все ходили с песнями на работу <…>. Это дегуманизирующая идея. Она, конечно, абсурдна, потому что непонятно, зачем она, но в ней есть хотя бы то преимущество, что она человека видит как средство, а не как цель. Хотя всё время болтает о том, что в человеке она видит именно цель. А по факту – видит средство».

2.

Мы живём на одной из многих планет галактики Млечный путь, которая в свою очередь является одной из многих галактик. Вселенная состоит из звёзд, планет, астероидов и многих других космических тел, объединённых в космические формации. Пространство, Материя, Время, Энергия – вот четыре параметра, на которых стоит Мир. Звёзды кипят термоядерными реакциями. На пустынных ландшафтах необитаемых планет суховей носит то песчаную пыль, то снежную. Вулканы извергаются, магма застывает, метеориты делают кратеры. Геологическая жизнь идёт своим чередом. И только на нескольких сотнях тысяч планет помимо геологических процессов протекают процессы биохимические: амёбы времени не теряют. И эти несколько сотен тысяч планет – песчинка в Планетарном Океане. И лишь всего на одной тысяче планет есть то, что мы, земляне, назовём разумной жизнью.

На одной из этой тысячи обитаемых людьми планет кое-кто бойко определяет смысл жизни. Мол, смысл жизни в нас, тех, кто на Земле живёт одним днём, чтобы нам было хорошо, чтобы нам было вкусно есть, чтобы нам было сладко спать. И не важно, какими благородными мотивами они прикрывают свою идейную никчёмность.

Если жизнь зародилась, значит, это произошло по какой-то причине. Учитывая организованность космических тел в околозвёздные системы, галактики, скопления галактик, можно обоснованно предположить, что обитаемые людьми планеты не разбросаны хаотичным образом, а закономерно сгруппированы в компактные объединения в силу того, что причина возникновения жизни, действующая в данной части Вселенной, для всех планет общая. Сила притяжения масс обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Геометрия зарождения цивилизаций, по идее, должна действовать аналогичным образом. Если это так, то наши планеты рядом. По галактическим меркам.

Ущербность земных идеологий заключается в доминирующей в них идее планетарного изоляционизма. Мол, у нас все дома. Мол, у нас всё есть. Мол, нам больше никого и ничего не надо. Мол, нам бы с тем, что есть, разобраться. И разбираются. Тысячелетиями разбираются. Гоняются друг за другом с копьями, луками, автоматами. Догоняют, и вот тогда уж отводят душу - разбираются. Рушат или строят города, что почти одно и то же, потому что одинаково бессмысленно. История земного человечества до сих пор представляет собой стихийный природный процесс. Управление этим процессом – задача научная, а не эмоционально-психологическая («они у нас украли газ, а мы сейчас дадим им в глаз»). Именно ущербность идеологий и оторванность земных мировоззрений от космической реальности ведут к бытовому заземлению человеческой логики. Солнце – экономика – кризис – передел собственности. Солнце – демография – бэби бум – эпидемия. Солнце – солнечный максимум – играй, гормон – идея фикс (освобождение гроба Господня). Все три примера донельзя упрощённые: Солнце – это иносказание, точнее сказать – сумма космических влияний. Но акцентировано стоит отметить, земное человечество до сих пор всецело зависит от Солнца и при небольших вариациях в интенсивности его излучения вымрет, как мамонты.

3.

В чём смысл жизни земного человечества? Нажраться, размножиться, сдохнуть?! Очевидно, что нет. Но тот инструмент, который природа нам дала для постижения внутренней сути вещей – мозг – даёт один ответ: нужно преодолеть притяжение земной логики. Ракетами мы в Космос вышли, а вот мозгами – прикипели к плоской земной поверхности, стоящей на трёх слонах. Глаза боятся, а руки делают. Но если руки делают, то, может быть, глазам будет угодно увидеть смысл в действиях рук?

Если преодолеть земное центропупие, царящее в житейском обиходе, то мы посмотрим на себя из равноудалённой точки Космоса: тысяча разобщённых человечеств, тысяча разобщённых цивилизаций, под палящими лучами непредсказуемых солнц, триллионы нереализованных возможностей. В чём задача этих человечеств? Очевидно, выжить, достоверно узнать о факте существования друг друга, преодолеть пространство и встретиться. Именно эта мысль должна стать отправной точкой новой идеологии, приходящей на смену марксизму.

Исходя из вышеприведённой логики, мы должны зафиксировать несколько аксиом.

1. Человек - не цель, а средство. Он инструмент Природы, а не её «добрый и мудрый хозяин».

2. Человек пока смертен, живёт пока безвылазно в своей колыбели, молодость его пока коротка, а сознание – пока эгоистично. Но это преодолимо.

3. Организация человеческого общества определяется целью, которую человечество вынужденно перед собой поставить. Факт наличия такой цели можно игнорировать, но отказ от осознания своей миссии не приведёт к отказу от миссии, а только закрепит за земным человечеством статус слепого щенка Природы.

4. Цель человечеств, в целом обусловленная Природой и субъективно сформулированная ими самими – (предположительно) установление взаимосвязи между собой, выход на «сверхскоростной» уровень обмена информацией, всегалактическая научная революция.

5. Идеологиям земных партий и движений в своих установках необходимо порвать с планетарным изоляционизмом как с антинаучной идеей, зацикленной на воспроизводстве прошлого.

6. Для разрыва порочного круга земной замкнутости необходимо преодолеть не только архаичные формы земной логики, но и саму земную логику, которая возвращает нас назад (преодолеть: если не в быту, то хотя бы в аналитической и идеологической деятельности). Для этого нужна космическая практика, т.к. бытиё определяет сознание масс.

4.

На всякий случай придётся разнести в клочья идею о возможности рая на Земле. Чтоб неповадно было уповать на утопию. Наша планета – всего лишь одна космическая единица среди множества таких же и совсем не таких, составляющая с этим множеством единое целое. Земля включена во все космические процессы. Она является полноправным членом космического сообщества. Если система (Вселенная) создана как единое целое, то вполне естественно, что при отсутствии всеобщей социальной связи, этим разорванным лоскуткам единого одеяла (Земле и другим «цивилизованным» планетам) далеко до социального совершенства. То, что может гармонично функционировать как единое целое, не способно претендовать на гармонию по частям. Ни одна из планет не может обеспечить себя социальным многообразием, присущим Вселенной. Изолированная революция кончит обюрокрачиванием. Замкнувшаяся на себе община хиппи – разложением. Национальное государство – технологическим тупиком и экономическим банкротством. Изоляция – это остановка в развитии. Таким образом, попытка построить рай на Земле является обречённой на закономерную неудачу.

Поэтому все попытки анархистов, коммунистов, националистов изолировать в своих мыслях Землю от притяжения и влияния других планет и галактик носят субъективный и ошибочный характер. Вероятнее всего, эта мысленная изоляция от Космоса либо воспринимается как единственно возможный подход, либо вообще не осознаётся ими. В чём она проявляется? В декларируемых целях. Наиболее яркий пример – это ярые националисты, которые с удовольствием бы выставили за пределы страны все «некоренные» народы, да ещё бы опустили «железный занавес» на границах. Анархо-коммунисты грезят партизанскими движениями, в мыслях легко соглашаясь на потерю легальности, то есть, отгораживаясь от мира: вот наш маленький отряд, мы будем себя ночами сторожить от врагов. Если продолжать практику обнесения планеты колючей проволокой изоляционизма, продолжая строительство или островка стабильности, или очага анархокультуры, или авангардного социалистического государства, то, сколько не строй, а всё равно получится концлагерь разной степени уютности.

В принципе, все эти строения вполне закономерны: замкнутость планеты экстраполируется на общество-государство, а через первое и второе – пропечатывается сознании человека. В мальчишестве я с приятелем строил шалаши на черёмухах, в юности уже один - землянку. Все эти идеи про избушку на отшибе чреваты потерей связи с реальностью и ещё большим зарыванием носом в Землю. Идея «норения», «своего места», «забора» является общей чертой партий и движений. Она отражает на данный момент объективную социальную замкнутость земного пространства, и через общество-государство воспроизводит её в психической структуре молодых поколений.

5.

Как уйти от государственной формы организации общества? Через уход от представлений о человеке как о неповторимой личности, которую надо холить и лелеять. Гуманное отношение к человеку ведёт к его лености и деградации. Дело в том, что он имеет уже сложившуюся авторитарную структуру психики, сформировавшуюся под воздействием авторитарного общества-государства. Без внешнего принуждения такой человек может действовать только со скрипом и то кое-как. Более подробно на эту тему пишет Вильгельм Райх в своей книге «Психология масс и фашизм».

Человек с авторитарной ментальностью будет воспроизводить государство. Государство будет воспроизводить людей с авторитарным складом личности. Замкнутый круг? Как бы не так! В кризисные годы этот цикл взаимопроизводства государства и государственников разрывается. Появляются новые типы людей. Наступают перемены. Но в отношении к переменам и таится самый страшный подвох: перемены не оправдывают ожиданий. Точнее сказать, необоснованные ожидания превышают объективные возможности перемен. Разберёмся почему.

Фундаментальным свойством перемен является процесс, называемый химиками замещением. Носителями структуры общества являются люди. Если бы люди сгребли свои манатки и улетели завтра на Марс, то понятия «деньги» и «государство» улетели бы вместе с ними. Глубина перемен определяется революцией в умах. Но человеческое сознание по биологическим причинам консервативно, и в зрелом возрасте уж совсем не расположено к радикальным переменам. Даже зная, что Земля вращается вокруг Солнца, мы говорим: «Солнце встаёт», что одновременно отражает и средневековые представления и более древние – анимистические, где объекты природы обладают свойствами живых существ.

Если изменения сознания практически не происходит (за исключением молодёжи, которая жадно усваивает всё новое), то посредством замещения чего наступают перемены? Посредством замещения поколений! В «Записке о базовых параметрах экономики»
( http://vadim1980.livejournal.com/7762.html ) я уже писал, что «люди не меняются, они умирают такими, какие они есть; а на их место приходят другие, с другими идеологиями и мировоззрениями». Любые перемены требуют сохранения баланса между природой и обществом, между глубиной социальных перемен и экологическим равновесием популяции.

Сам процесс замещения – процесс не радикальный. Разумеется, соображениями такого рода дерзновенные умы молодёжи остановлены быть не могут. Но сказанного достаточно, чтобы понять: самый верный путь к Большим переменам – ежедневные маленькие. Реальность «проглатывает» без отторжения маленькие действия и вынужденно меняется. Большие перемены отскакивают рикошетом. За красной революцией следует коричневый Термидор. Но они тоже – большие – нужны. Это другой жанр, другой размах цикличности событий.

Особо стоит отметить лишь частичную вовлечённость масс даже в самые массовые исторические события. Молодость является лишь условием революции в умах. Ещё более важный фактор – непосредственное участие в событиях. Если партия большевиков была авангардом, массы революционных рабочих и солдат – передовой частью народа, то хвост был многочисленнее и головы и туловища. Он состоял из обывателей Питера и Москвы, а так же – населения большинства городов и весей остальной России, которые в провинции и в захолустье оказались не при делах. Хватало и тех, кто представлял царский режим и Временное правительство, кто был с ними связан родственными или дружескими узами или просто сочувствовал. За вычетом этих людей – сторонников проигравших режимов - мы увидим огромное число людей, не получивших зачёт революции. Проще сосчитать тех, кто участвовал, кто имел возможность преобразиться. В 150 миллионной Российской Империи через этот опыт не прошло и 10% населения. Одна из самых массовых в истории земного человечества революций не смогла прогреть до основания вечную мерзлоту народных глубин. И всё же потрясение было настолько сильным, что откат к реакционным позициям начался только десятилетие спустя, а состоялся в полной мере только через 20 лет после Октябрьской революции.

6.

Так, как же быть с государством? Директивно оно отменено быть не может. Отход от государственных форм будет осуществлён постепенно через формы промежуточные. С Октября 1917 года мы уже находимся на этом пути. Так же совершенно очевидно, что Ленин просчитался с «отмиранием государства». По крайней мере, это отмирание начало осуществляться не под напором сознательности масс в рамках Проекта Октября 1917, а под напором интересов советской номенклатуры, выходя за пределы Октябрьского Проекта. Государства кончатся не тогда, когда люди осознают их несправедливость, ведь государства обладают неограниченными возможностями по воспроизводству людей с «правильным» мышлением и «правильным» пониманием справедливости, а тогда, когда будут подорваны основы государственного существования, когда региональные рынки закончат процесс слияния в единый планетарный рынок, «территориальная целостность» утратит экономический смысл. Архаичная форма территориального объединения уступит место новой, динамичной форме объединения производственного. Глобальный капиталистический рынок, который объединит собой всю планету, захлебнётся от невозможности дальнейшего расширения и будет замещён несколькими моделями плановых экономик. Понимая это, политическая реакция готовит свой Полицейский Проект. Государства не собираются сдаваться, но исторически они уже обречены. Это значит, что у Революции будут и откаты, но общая тенденция – только вперёд. Ленин был прав в выводе о неизбежности отмирания государства, но, опираясь на сомнительную теорию марксизма, ему не удалось предсказать технику демонтажа института государства. С позиций сегодняшнего (19.01.2009) дня тенденция отмирания государства выглядит как последовательный ряд революционных проектов с каждым разом нарастающим единовременным охватом производства (территориальность – вторична). Следствием последовательного наступательного наката революционных волн станет подрыв государственной святыни – захват вместе с производством ещё и территории. Государство лишится не только каши, но и тарелки, а кроме этого утратит зазеркалье информационного контроля над обществом. Государство, выбитое со своей территории, уже само в ожидании реванша будет уповать на выживание в автономном режиме, на анархистскую автономность от враждебного самоуправляющегося окружения.

Отмирание государства оказалось не прямым действием, а наслоением витков истории, где много промежуточных формаций, и каждая последующая «самоуправляемей» предыдущей. Нынешний рецидив буржуазного государства, если считать с августа 1991 года продлится около 20 лет. После чего произойдёт ещё один шаг в сторону мировой революции, который исторически предопределён. Но и он не приведёт к мировой революции и построению коммунистического общества. На повестке дня – только вопрос о революции материковой. И на Евразийском материке и на Американском. По крайней мере, мне это представляется именно так.

7.

Вильгельм Райх в «Психологии масс…» пишет о том, что советское руководство упустило шанс для сексуальной революции, что привело к откату назад. Действительно, сохранение такой ячейки общества как семья опасно рецидивом буржуазного государства, то есть возвращением от переходных форм государства, стремящегося к самоуправлению, к старым буржуазным формам. Однако, несмотря на это упущение Советов, хватало объективных причин 1) заниматься делами первоочередной важности (удержанием власти Советов, ведением Гражданской войны, восстановлением промышленности, вопросами о земле и хлебе) и 2) даже следуя советам В. Райха, потерпеть поражение из-за снижения активности масс, которое было неизбежно в ответ на уход в минимум 11-летней циклической активности Солнца (в 1922-23 и более поздних годах, вплоть до 1927 года).

Октябрьской революции не хватило:
1. массовости;
2. радикальности перемен;
3. возможности (время, кадры, деньги) осознать необходимость открытия фронта борьбы за сексуальное освобождение рабочих и, особенно, крестьян, которые в духовном плане всецело оставались ещё во власти иррациональной веры в бога и традиционные ценности.

Масштаб революции (в пределах отдельно взятой страны) не давал возможностей для прорыва по всем фронтам. Но и те пути, которые открылись, были осмысленны только частично. И самое прискорбное, что осознание и поиск были прерваны в угоду доктринам и «прямому действию» размахивания флагом.

Теория – это чертёж того, что предстоит построить. За 3 года до революции нужно признать, что революция 2011 года остаётся без теории, а значит, будет вынуждена трактовать происходящее и определять цели, придерживаясь марксизма первой трети 20 века (т.к. в конце 20-х годов теоретическая дискуссия в СССР была закрыта вместе с ликвидацией демократизма в компартии). Отсутствие современной теории, плотно связанной с реальностью, ставящей перед собой ясные и предельно конкретные цели, неизбежно заведёт в тупик новую русскую революцию. Даже если героические усилия и муза смысла позволят до 2011 года усилить теорию Маркса исследованиями Циолковского, Чижевского, Троцкого, Райха, Гумилёва, Джемаля, то отсутствие инструмента внедрения переосмысленной теории в массы (таким инструментом накануне событий 1917 года у большевиков была партия с ходящими сквозь стены агитаторами) не позволит оказать влияния на ход событий. Разумеется, найдутся и такие люди, для которых всё произойдёт анархонеожиданно, всё будет казаться не предопределённым, не предсказуемым, захватывающим. Революция и должна воодушевлять. Предвижу, как кто-то году, эдак, в 2013 махнёт с досадой рукой: «эх, упустили свой шанс, ещё бы чуть-чуть, надо было поднажать!». Белые хронически оправдывали своё поражение недостатком «хотя бы» одной боеспособной дивизии. Любителя шахмат тоже захватывает азарт, когда он может поставить мат мастеру в три хода, и он стремглав спешит воплотить свой замысел в жизнь. Но не тут-то было! Он сам получает мат от мастера. В один ход. Всё учтено. Мы проиграли свою будущую революцию. Вдрызг. Но может быть та будущая революция, которую только и стоит считать нашей, начнёт свой предстартовый отсчёт не в российских широтах?

Всё самое интересное на нашем веку случится в Китае, Индии и Южной Америке. Если теория догонит практику раньше, чем история сорвётся с цепи.

25.01.2009. Вадим Тюменцев. vadim1980.livejournal.com as.tomsk@mail.ru
Распространение статьи приветствуется.

Поделиться

Комментарии

Статья хорошая. Только в начале зачем-то очень профанируешь целеполагание анархистов, коммунистов и вообще левых. С чего ты взял, что их цель - "вечное производство и вечное потребление"? Ну разве что у каких-то совсем замшелых вульгарных большевиков.
Что забавно, сам ты альтернативы не предлагаешь, ибо я не вижу, чем отличается порицаемый тобой "белковый эгоцентризм" от восхваляемого тобой "многократного продления жизни для долгих космических полётов".
Так вот,цель таких политических концепций как анархизм или марксизм - действительно, построение общества без эксплуатации человека человеком. На что уж потом человек употребит эту экономическую и политическую свободу - это его, человека (и человечества) дело. Мне, конечно, нравится идея о том, что свобода будет употреблена на бесконечное познание Вселенной. Средство тут человек или цель - сложно сказать. Познаём-то ведь для себя. А с другой стороны - и Вселенной полезно, энтропию уменьшаем.
А вот например примитивисты считают, что не нужно познания и прогресса, нужно вернуться к охоте и собирательству и так счастливо жить. Всякие есть вариации.

И ещё по поводу планетарного изоляционизма. Пока человечество в социально-экономическом плане не перешло на следующую ступень развития, об освоении космоса можно даже и не заикаться. XX век прекрасно показал, что капитализм освоить космос дальше земной орбиты не способен. Поэтому, мы можем, конечно, говорить красивые слова о "космическом мышлении", но мне кажется, что сначала надо всё-таки материальную базу создать. То есть, в числе прочего - избавиться, наконец, от капитализма.

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Комментарий интересный. Только я не всегда имел ввиду то, на что ты ответил.

1. Вариации заземлённых целей трудно исчерпать. Поэтому я обозначил их лишь условно. У "замшелых" большевиков хоть какие-то представления о целях были. У анархистов - только одни благопожелания без методов достижения декларируемых целей. Из последних сил отнекиваются от прихода к власти.

2. Космические полёты и продление жизни необходимое для их осуществления диаметрально противоположны белковому эгоцентризму по такому параметру, как адрес цели: у "белковых" - все цели внутри общества, у космистов - цели за пределами общества (человек=средство, то есть инструмент Природы). Я не собираюсь предлагать взамен одной доктрины другую. Я обозначаю цели, достижение которых мне представляется логичным и необходимым. Каким "измом" будущий строй, который я не могу предсказать в деталях, обзовут потомки - это значения не имеет. Поэтому упрёк в том, что я ничего не предлагаю взамен, не могу принять на свой счёт. Я предлагаю цели.

3. Марксизм (в своей научной части) - это метод толкования экономической действительности. Коммунизм и анархизм - две идеи, слабо связанные с реальностью. "Мы хотим отмены денег" или "мы против существования власти (лидеров)" - это пожелания. Ход исторического процесса не предполагает исполнения пожеланий. Можно ЗАРАНЕЕ провозглашать любые правильные отношения в обществе, но НА САМОМ ДЕЛЕ мы не знаем, как это будет, какими будут эти отношения. Советский опыт можно трактовать очень по-разному до тех пор, пока он не встроен в исторический контекст 2-3 векового промежутка истории. После Советского Повтора станет ясно, куда ведёт тенденция.

Вынужден возразить: направление, в котором предстоит тратить усилия - это не произвол прихоти человечества, тем более - не произвольное желание человека. От произвола люди валяются на травке и дохнут с голода.

Кроме того, чтобы освободить Время человечества от карусели капитализма, нужно спрыгуть с этой карусели.
Чтобы спрыгуть, нужна другая теория. Ну и как ты сам отлично понимаешь, само по себе на космический уровень человечество не выйдет - этой целью нужно специально задаться. И это не преждевременно с научной точки зрения (достижение предела численности человечества к 2060 году с последующим спадом). Постановка космических целей не может быть преждевременна и с точки зрения готовности масс - массы всегда живут прошлой эпохой. Поэтому с общественным мнением по научно выверенным рассчётам свои действия согласовывать не обязательно. Важно, чтобы рассчёт был верным и точным.

4. "Мне, конечно, нравится идея о том, что свобода будет употреблена на бесконечное познание Вселенной. Средство тут человек или цель - сложно сказать. Познаём-то ведь для себя".

Не сомневайся - средство. Не мы познаём. Нами. Хотя мы своей роли не можем понять, пока у нас такой узкий угол обзора (из колыбели). Но умозрительно я это уже доказал: жизнь - надстройка над геологическими процессами. Возникновение человечества имеет причину, а значит, имеет и цель. Облететь бы галактику хотя бы на раз, может тогда бы прочувствовали смысл. А так, меня возьми, например, не помню когда последний раз звёзды видел.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

1)

Quote:
У анархистов - только одни благопожелания без методов достижения декларируемых целей. Из последних сил отнекиваются от прихода к власти.
Было бы странно, если бы анархисты стремились к государственной власти, ага? Методов напридумывали уже кучу, поищи в сети или библиотеках.

2) Ты всё-таки не предлагаешь цель. У средства, инструмента, не может быть осознаваемой цели.

3) И коммунизм и анархизм - это не какие-то хотения. Это социально-политические концепции, которые предполагают, что бесклассовое и безгосударственное общество - это естественное состояние человечества, а то состояние, в котором оно находится сейчас - что-то типа временного помешательства, обусловленного различными объективными и субъективными факторами. Человечество в любом случае придёт к безгосударственному и бесклассовому состоянию или погибнет.

Quote:
Поэтому с общественным мнением по научно выверенным рассчётам свои действия согласовывать не обязательно.
Я говорил не про общественное мнение, а про материальный базис.

Quote:
Не сомневайся - средство. Не мы познаём. Нами.
Доказательства?

Quote:
Возникновение человечества имеет причину, а значит, имеет и цель.
Откуда взят постулат о том, что наличие причины с необходимостью влечёт за собой наличие цели. "Всё существующее разумно", что ли?

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Вот уж нашел фундамент для расхождения. В анархизме столько точек отчета
и систем координат, что такое написавший может лишь быть человеком
имеющим примитивные или поверхностные знания по различным течениям
анархизма.

Теперь по статье вообще. Читать ее довольно сложно, т.к. изложенное
беспорядочный поток сознания, поэтому сложно было через эти джунгли
пробираться.

Мне даже показалось, что автор статьи преднамеренно сам себя считает
чуть-ли не не единственным, обвиняя другие течения социальной теории и
практики в изоляции. На самом деле, что он пишет - это анархо-космизм
или анархо-био-космизм. Естественно в несколько самовольной трактовке.

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Василий, это же всего лишь записка. Но всё равно не стоит видеть в ней преимущественно первый абзац. Попробуйте читать с предпоследнего и в обратном порядке.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

Тебя тяготит, что согласно "неким космическим законам" к 2011 году, когда произойдет "революция", к этому времени не будет создана теория. Во-первых я особо не верю в "космические законы", которые наукообразные, а не научные. Когда они наукообразные, то близки мифу. Во-вторых история не может одинаково развиваться, революция не будет иметь ту форму и содержание, что было при большевиках.
Далее, в третьих, большевистская революция была буржуазной, замаскированной под социальную. Место буржуа заняли партийные и люди номенклатуры. Государственный капитализм, что был в СССР, имел свою оригинальную буржуазию.

Вот и все.

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Кендер!

Сделайте сначала нормальные комментарии, чтоб они не терялись, а потом поговорим. Написал телегу текста, решил тебя процитировать и получилась полная жопа!

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

Почини свой компьютер, ни у кого больше не теряется ничего.

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Нажал на "цитировать" - и текста моего нет, только твой текст. Я не скрываю, что я чайник (да это и невозможно скрыть). Разгребусь - отвечу.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

Vadya написал:
Нажал на "цитировать" - и текста моего нет, только твой текст. Я не скрываю, что я чайник (да это и невозможно скрыть). Разгребусь - отвечу.

Так это и есть кнопка, которая создаёт новый комментарий, в котором в начале цитируется сообщение, на которое ты отвечаешь. Это типа её штатное поведение :)

Отлично!
0
Неадекватно!
0

kender написал:
Vadya написал:
Нажал на "цитировать" - и текста моего нет, только твой текст. Я не скрываю, что я чайник (да это и невозможно скрыть). Разгребусь - отвечу.

Так это и есть кнопка, которая создаёт новый комментарий, в котором в начале цитируется сообщение, на которое ты отвечаешь. Это типа её штатное поведение :)

А-а... Ну теперь понятно. Только непонятно как ты чередовал цитаты со своим текстом.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

Василию.

Да не тяготит меня ничего - давно уже воспринимаю всё как есть, а не как могло бы быть. Насчёт революции Вы тут фальсификацию истории устроили. Даже выпив бутыль, мне не придёт в голову сказать, что большивистская революция была буржуазной. Факты говорят о том, что она была антибуржуазной.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1

Контрольный вопрос: в СССР средства производства принадлежали народу?

Отлично!
0
Неадекватно!
0

Контрольный ответ.
СССР бывает разный: 1917-1921 (нэп), 1921-1924 (смерть Ленина, заминка), 1927-1931 (подавление левой оппозиции,коллективизация). На первых порах средства производства где-то принадлежали "народу", то есть советам, где-то могли бы принадлежать. Обюрокрачивание произошло далеко не сразу. Но есть то, что анархи не вкурили: проблема не в личностях революционера Ленина или контрреволюционера Сталина, а в НЕЖЕЛАНИИ МАСС НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ в силу их рабского да ещё и инерционного сознания, коренящегося в многочисленных веках подавления, в том числе и сексуального зарактера (если уж следовать логике Райха).

Октябрьский проект переходного "отмирающего" государства похерили сами массы. У них не было ни организационного опыта, ни привычки, ни желания. Был ли поздний СССР госкапом? Это вопрос терминологии. Я бы сказал, что не был. СССР был, несмотря на провал Октябрьского Проекта, государством переходного (от капитализма к Реальному коммунизму) типа. Александр Тарасов называет этот тип суперэтатизмом (пишу по памяти). И при следующей попытке средства производства снова не будут принадлежать массам в силу их (масс) тотальной безответственности. И всё-таки с каждой такой волной будет расти процент и число людей, впрягшихся в производство, рапсределение и управление обществом.

Ещё раз акцентирую внимание анархистов: я согласен с вами, но ваши благие цели не подвязаны к пошаговому плану их достижения, а практика свидетельствует о том, что проблема диктатуры и тоталитаризма не в наличии диктаторов, а в отсутствии инициативы снизу.

Отлично!
0
Неадекватно!
-1