Добрая рука Государства над Байкалом
Ну что, вот Путин и указал державной своей дланью, где должен пройти трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Возможно, он был вынужден это сделать под давлением массовых протестов; возможно, вся эта кутерьма с угрозой Байкалу изначально была затеяна для вот такого красивого жеста и лишних пяти процентов к рейтингу президента. Мы не знаем. Понятно лишь, что проводить трубу севернее водозаборной зоны - это хорошо. Стоит ли благодарить за это Путина? Определенно, нет. А почему - объяснит вот такая подходящая цитата:
"Государство - это власть, это - сила, это - хвастовство и самовлюбленность силы. Оно не старается привлечь на свою сторону, обратить в свою веру; всякий раз, как оно вмешивается, оно делает это весьма недоброжелательно. Ибо по самой природе своей оно таково, что отнюдь не склонно убеждать, но лишь принуждать и заставлять; как оно ни старается замаскировать свою природу, оно остаётся легальным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы. И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает справедливый бунт свободы, и потому ещё, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали, человеческой, разумеется, а не божественной, с точки зрения человеческого самоуважения и свободы. Свобода, нравственность и человеческое достоинство заключаются именно в том, что человек делает добро не потому, чтобы кто-либо приказывал ему, но потому, что он сознаёт, хочет и любит добро."
Михаил Бакунин, 1871 год
Лучше, по-моему, и не скажешь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1823 просмотра
Комментарии
А кто собрался
А кто собрался его благодарить? Ау! - Вроде таких и не находилось никогда, кроме маргиналов и религиозных деятелей.
Цитата и впрямь хороша
Собственно Бакунина можно сплошь цитировать
VadiMM
---------------
Вы проходимец, ваша честь -
И я к услугам вашим.
Государство
Государство СТАРАЕТСЯ привлечь на свою сторону, государство ОБРАЩАЕТ в свою веру. Испокон веков государство держалось не только на силе, но и на идеологии, на вере в необходимость государства. Любое государство обладает органами, формирующими и распростоняющими государственную идеологию (по Бакунину- органами, которые "стараются привлечь на свою сторону, обратить в свою веру") - будь то жрецы, церковь, официальные философы, писатели (вообще интеллигенция, формирующая "культуру нации"), образовательные учреждения или СМИ.
Если бы господа бакунисты хоть немного бы подключили свои дипломированные мозги они бы и сами увидели результат "склонности" государства убеждать: результаты выборов в Думу и Президента, рейтинг Президента. Подтасовка данных общей картины не меняет. К насилию государство прибегает лишь в крайних случаях, когда убеждение и вера в государство становится слабее классовых, или внутриклассовых противоречий.
И если бы государство не старалось привлечь на свою сторону, обратить в свою веру, не убеждало бы, а лишь принуждало и заставляло, государство (а скорее, тупой, негибкий режим) долго бы не просуществовало.
Далее, Бакунин, а вслед за ними и кандидаты с докторами наук представляют государство как нечто одушевленное, обладающее собственной (злой) волей. Метафизическая лажа ведь, полная. Государство не может действовать само по себе и делать добро или зло. Государство, по определению - инструмент классового господства. Современное государство - инструмент господства буржуазии, в частности, империалистической. И делает "зло" оно одним людям, что бы было "добро" другим. И потому, с точки зрения морали одних деяния государства – благо, а других – нет (то же, с точностью до наоборот относится и к "приказам справедливого бунта свободы"). Бакунин же преподносит «добро», «зло», "нравственность", «истинную человеческую мораль», «человеческое самоуважение и свободу» как понятия смысл которых абсолютен, а не определяется историческим развитием и условиями жизни субъектов. Кому-то закон о частной собственности на землю добро, кому-то зло, кто-то очень уважал себя за то, что добился привилегии целовать правую туфлю великого визиря, а кто-то чувствовал себя свободным когда его злой барин продавал доброму.
В приведенной цитате Бакунин не сказал ничего разумного. Он лишь глупо обтявкал государство, без всякого анализа. Он не затронул его природы – не сказал, кто в нем заинтересован и на ком оно держится. Он сошёл с классовых позиций (пример того, почему анархизм – мелкобуржуазное течение). Он не указал, вернее указал ложные, методы воздействия государства на массы, из чего следуют ложные методы борьбы с государством. Он не учел, что природа государства может быть разной. Одну мерку он применил к государству, где меньшинство угнетает большинство (государство диктатуры феодалов и буржуазии), и к государству, где большинство подавляет сопротивление меньшинства (государство диктатуры пролетариата). Бакунин не затронул настоящих движущих сил революции.
Вышеприведенная цитата Бакунина сойдет для маргиналов, взбесившихся мелких буржуа и дельцов от протеста. Для тех, кто строит свою деятельность на морализаторстве или демагогии. Думайте, прежде чем восхищаться.
No pasaran!
Saul, 1) Ежу
Saul,
1) Ежу понятно, что любое государство создает свою идеологию. Только внедряется эта идеология насильственными методами. Насилие ведь бывает не только физическим. Именно об этом пишет Бакунин.
2) Анализ классовой природы государства у него вполне себе проведен в других местах, и очень явно. То есть, собственно, из чтения его работ никакого другого вывода и сделать невозможно. Данная конкретная цитата - возможно, излишне эмоциональное, но яркое описание методов работы государства как аппарата.
3) По поводу абсолютности таких понятий как свобода, нравственность и т.п. Да, Бакунин считает что эти качества человечество развивает в себе по мере своего восхождения от зверского к человеческому состоянию. То есть, условно говоря, у человеческой истории есть цель - и она в том числе и состоит в обретении настоящей свободы и реальной нравственности.
4) Да, любое государство, будь оно диктатурой пролетариата или буржуазии, обладает перечисленными в этой цитате свойствами.
Осторожней с
Осторожней с Ежами!
1) Бакунин в своей цитате чётко противопоставляет насилие и идеологическое воздействие: "Оно не старается привлечь на свою сторону, обратить в свою веру", "Ибо по самой природе своей оно таково, что отнюдь не склонно убеждать, но лишь принуждать и заставлять" Разумеется, противопоставление насилие идеологическому воздействию не верно, как ты заметил. Но даже если принять эту поправку к Бакунину, нельзя сказать, что насильственным внедрением идеологоии являются церковные проповеди, распространение (феодальных) буржуазных исторических и философских теорий, написание книг и стихов, создание возвеличивающих государство и подвиги во имя государство картин, уроки патриотизма в школе, показ фильмов "Спецназ", "Мужская работа", псевдоисторических пропагандистских "документальных" фильмов, ангажированных программ новостей и ток-шоу, пиар акции государства и его институтов.
2) Да, какие методы работы государства перечислил Бакунин? Голое морализаторство, о том, какое оно аморальное и злое. Если в цитируемом произведении есть что-то здравое (в чем я сомневаюсь), и вся лажа только в этом отрывке, то ты сам виновать - вырвал из контекста.
3) Ну вот, пытаясь отмазать Бакунина сам показываешь его идеализм и метафизичность. Если мы признаём у истории человечества цель, то мы должны признать и наличие у истории носителя этой цели - духа и воли. ))))) Опять вудизм, как с государством получается. )) Злой дух государства и добрый дух человеческой истории. Гы. Ну а поиски "настоящей свободы и реальной нравственности" относятся к поискам вечной истины. "настоящая свобода" и "реальная нравственность" у каждой группы каждого народа, на каждом этапе исторического развития - своя. А признавая абсолютность (а значит и объективность) этих понятий Бакунин множит буржуазные метафизические философские концепции, по сути, впустую сотрясая воздух своим праведным (с точки зрения морали Бакунина) гневом и мороча головы молодым незрелым либертариям и пожилым перезрелым либералам. То, что Бакунин формально признает историчность морали никак не влияет на его морально-теоретические изыски и не делает его ни диалектиком, ни материалистом.
4) Ты, как истиный анарх, не видишь разницы между государством, защищающим интересы неработающего, угнетающего меньшинства и государством, защищающим интересы работающего, угнетаемого большинства. Не говоря о том, что далеко нен все сказанное Бакуниным относится и к экусплуататорским государствам, добавлю, что в государстве диктатуры пролетариата, выражаясь высокопарным бакунинским языком, "приказывает справедливый бунт свободы", как то было в парижской коммуне или в первые послереволюционные годы в России. И именно это государство не нуждается во лжи. Оно открыто признает себя как государством, так и диктатурой класса, в отлиие от либералов, которые не признают свой идеал государства диктатурой, и либертариев, которые не признают свой идеал диктатуры государством.
No pasaran!
1) Все эти
1) Все эти "церковные проповеди, распространение (феодальных) буржуазных исторических и философских теорий, написание книг и стихов, создание возвеличивающих государство и подвиги во имя государство картин" и т.д., на мой взгляд, вполне себе являются насилием. Заметь - тон практически всех этих прогосударственнических материалов никак нельзя назвать задушевным разговором. Это почти всегда жесткое утверждение, вдалбливание в головы "так было, есть и будет всегда", "кто не согласен - тот лох и маргинал" и т.п. Исключения лишь подтверждают это правило. И именно об этом говорит Бакунин.
2) Как это какие методы? См. выше: он как раз и указал на насильственный характер государственнической пропаганды. А есть ли в цитируемом произведении что-то здравое - реши сам. "Кнуто-германская империя и социальная революция", могу дать почитать. Только ты ведь априори будешь настроен негативно.
3) С чего вдруг наличие некоего идеала обязательно предполагает присутствие духа и воли? Идеал не обязательно обладает субъектом. Твой марксизм, например, тоже обладает целью: построение диктатуры пролетариата как этапа перехода к коммунистическому обществу. Это не метафизика. И Бакунин тоже резко против метафизического подхода, о чем на каждой третьей странице пишет. Он признает объективность не морали как таковой, а человеческой свободы в обретении собственной морали.
4) Я вижу разницу между государством диктатуры меньшинства и "государством" диктатуры большинства. И безусловно из этих двух зол я бы выбрал второе. Я правда не понимаю словосочетания "диктатура угнетаемых" :) Если угнетаемые диктуют, какие же они, нафиг, угнетаемые? А если они не угнетаемые, то зачем им государство? Злобное меньшинство и без государства задавить можно.
P.S. Парижская коммуна открыто признавала себя государством? Правда?