Энгельс. Выдержки из «Происхождения семьи, частной собственности и государства».
«Обычай – деспот средь людей».
А.С. Пушкин.
Пробная публикация. Страницы даны "как есть" в ворде. С обложкой и примечаниями книга занимает 80 страниц в формат а4. Завтра займусь стилистической правкой своих комментариев. Книгу читал "по диагонали". И делал это долго - дней 5 к ряду, часа по 4 в день. Самые выразительные моменты, на которые я обратил внимание, включены в выдержки. Конспект книги - это своего рода диалог с её автором. Мне было интересно.
стр. 12
"Семья",- говорит Морган,- "активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась".
…
В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки.
(В.Т.: система родства – способ организации родственников в зависимости от двух исходных установок: материнского права или отцовского права; Энгельс приводит примеры, когда система родства не совпадала с фактической организацией семьи, что свидетельствует о развитии последней.)
стр. 13
Напротив, приведенное выше положение Эспинаса дает нам более прочную точку опоры. Стадо и семья у высших животных не дополняют одно другое, а противоположны друг другу. Эспинас очень хорошо показывает, как ревность самцов в период течки ослабляет сплоченность стада или временно разрушает ее.
"Там, где семья тесно сплочена, стадо образуется только как редкое
исключение. Напротив, там, где господствует либо свободное половое
общение, либо полигамия, стадо образуется почти само собой... Чтобы
могло образоваться стадо, семейные узы должны ослабнуть и особь должна
снова стать свободной. Поэтому мы так редко встречаем у птиц
организованные стаи... Напротив, у млекопитающих мы находим до
известной степени организованные сообщества именно потому, что особь
здесь не поглощается семьей... Для чувства стадной общности не может
поэтому быть при его возникновении большего врага, чем чувство
семейной общности. Скажем прямо: если развилась более высокая
общественная форма, чем семья, то это могло случиться только благодаря
тому, что она растворила в себе семьи, претерпевшие коренные
изменения. причем не исключается, что именно благодаря этому те же
семьи впоследствии находили возможность снова организоваться при
бесконечно более благоприятных условиях" (Эспинас, цит. соч.;
приведено у Жиро-Т╕лона, "Происхождение брака и семьи". 1884, стр.
518-520).
стр. 14
Ибо что же это значит: неупорядоченные половые отношения? Это значит, что запретительные ограничения нашего или какого-нибудь более раннего времени не имели тогда силы. Мы уже видели, как отпало ограничение, обусловленное ревностью. А то, что ревность - чувство, развившееся относительно поздно, можно считать твердо установленным. То же самое можно сказать по поводу представления о кровосмешении. Не только брат и сестра были первоначально мужем и женой, но и половая связь между родителями и детьми еще в настоящее время допускается у многих народов.
Банкрофт ("Туземные племена тихоокеанских штатов Северной Америки", 1875, т. I) свидетельствует о существовании таких отношении у кавиаков на побережье Берингова пролива и у жителей острова Кадьяк близ Аляски, у тинне во внутренней части британской Северной Америки; Летурно дает сводку таких же фактов, встречающихся у индейцев-чиппевеев, у кукусов в Чили, у караибов, у каренов на Индокитайском полуострове; о рассказах древних греков и римлян о парфянах, персах, скифах, гуннах и др. нечего и говорить.
(В.Т.: это ещё одно свидетельство в пользу социального происхождения наших, то есть цивилизованных представлений о естественном и противоестественном.)
стр. 16
Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмешение было благодаря этому шагу (В.Т.: сначала исключению половой связи между детьми и родителями, а затем – между братьями и сёстрами) ограничено, должны были развиваться быстрее и полнее, чем те, у которых брак между братьями и сестрами оставался правилом и обязанностью.
(В.Т.: генетическое разнообразие вело к более крепкому и здоровому потомству.)
стр. 19
В этом проводимом все дальше исключении кровных родственников из брачного союза тоже продолжает проявляться действие естественного отбора. По словам Моргана,
"браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали
породу более крепкую как физически, так и умственно, два
прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и
мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным
способностям обоих племен" [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т. 45, с. 247. Ред.].
Племена с родовой организацией должны были, таким образом, одержать верх над отставшими или своим примером увлечь их за собой.
(В.Т.: тему соединения прогрессивных генетических признаков (через переливание крови) поднимает большевик Александр Богданов (Малиновский) (директор первого в мире института переливания крови) в своей статье «О физиологическом коллективизме» http://www.bogdinst.ru/vestnik/v14_05.htm ).
стр. 22
У других народов религиозная оболочка отсутствует: у некоторых - в древности у фракийцев, кельтов и др., в настоящее время еще у многих коренных обитателей Индии, у малайских народов, у тихоокеанских островитян и у многих американских индейцев - девушки пользуются до своего замужества полнейшей половой свободой. Это особенно распространено почти всюду в Южной Америке, что может засвидетельствовать каждый, кто проникал хоть немного в глубь этого материка. Так Агассис ("Путешествие в Бразилию", Бостон и Нью-Йорк, 1886, стр. 266) рассказывает следующее об одной богатой семье индейского происхождения. Когда он познакомился с дочерью, он спросил об ее отце, полагая, что это муж ее матери, который участвовал в это время в качестве офицера в войне с Парагваем, но мать с улыбкой ответила: nao tern pai, e filha da fortuna - у нее нет отца, она - дитя случая.
"Так всегда говорят индейские женщины и метиски без стыда и стеснения
о своих внебрачных детях; и это вовсе не исключение, исключением,
по-видимому, является скорее обратное. Дети... часто знают только свою
мать, потому что все заботы и ответственность падают на нее; о своем
отце они ничего не знают, да и женщине, повидимому, никогда не
приходит в голову, что она или ее дети могут иметь к нему какие-либо
претензии".
То, что здесь цивилизованному человеку представляется странным, согласно материнскому праву и в условиях группового брака является попросту правилом.
стр. 24
Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме - патриархальной семье. Ее главная характерная черта - не многоженство, о котором речь будет ниже, а
"организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью,
подчиненную отцовской власти главы семьи. В семье семитского типа этот
глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а
цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах
определенной территории".
(В.Т.: ключевой момент – организация имеет рациональную цель. Организация возникает с определённой хозяйственно-экономической целью. Точка отсчёта – цель, целесообразность, необходимость, потребность. Причём, речь идёт о многократно повторяющейся в тысячах семей цели, но всё же – не о состоянии, как например, общество всеобщего благоденствия или социалистическая справедливость. Эти понятия лишены экономической конкретики. Зачастую строители коммунизма забывали задать себе один единственный вопрос: с какой целью? Цель, в лучшем случае, подменялась статичным состоянием земного рая, в худшем – происходила полная подмена темы вплоть до конкретных, но приземлённо-популистских заманух типа: коммунизм – это когда у каждого будет по автомобилю. А между тем, цель является исходным пунктом чертежа любого социального строительства, а не штампом задним числом на «программе» некой партии «сначала возьмём, а потом будет видно».)
стр. 24 Происхождение слова «семья».
Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно первоначально даже не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus значит домашний раб, a familia - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Выдержки из Происхождения семьи.doc | 189.5 КБ |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 4734 просмотра
Комментарии
«Происхождения семьи, частной
«Происхождения семьи, частной собственности и государства» чрезвычайно важная работа гения Энгельса. И выбрать из этой работы для сегодняшнего дня, «кровосмешение» до какой же степени должны быть вывернуты мозги?
Что хочу то и ворошу, как хочу, так и живу эта дурь вредна для всех. Как говорится свобода одного ограничивает свободу другого. Есть законы, нравственность правила, обычаи, традиции их надо соблюдать и при необходимости демократией исправлять.
Дурных следствий очень много. Болтовня о них ведется тысячелетиями.
ВСЁ негативное, в конце концов, имеет один корень зла, Маркс давно все объяснил!
Принципиально рабочий никогда ни в чем не виноват в своей работе. Он работает, так как руководство его организовало. У любой власти, власти всегда было, как теперь говорят выше крыше. Но сколько бы власти не было ее надо УМЕТЬ использовать, а умение приходит только в случае ответственности. Литературный герой Робинзон ответственен был перед самим собой потому и выжил «даже» без конкуренции, инвестиций, разделения труда, купли продажи на одном лишь плановом ведении хозяйства. Власть в «СССР», в России была и остается безответственна перед народом потому население и вымирает. Для того чтобы народ жил по-человечески (без страха за будущее своих детей, за свое здоровье и так далее) граждане должны понимать улучшается их жизнь с каждым днем или нет. Ладно, с каждым днем заметить трудно, слишком много надо ума, а вот через полгода улучшение или ухудшение своей жизни люди должны уметь замечать. Замечать улучшение или ухудшение это конечно очень важно, но все это обесценивается, если у граждан нет механизма быстрого, сильного влияния на власть любого уровня. Ленин знал что говорил: «масса должна иметь право выбирать себе руководителей, масса должна иметь право знать их самый малый шаг, масса должна иметь право любого в любое время снять, отозвать, переизбрать». Но эта мысль, а не сам механизм. Чтобы появился механизм, позволяющий народу любого власть имущего в любое время снять отозвать переизбрать нужно понимание, что такой механизм необходим, важен. А этого понимания нет. Огромный океан всякой информации, велика (какие тут задействованы огромные силы, средства, время нации без отдачи должной пользы(!)) индустрия СМИ, которые много пропагандируют сферу порнографии, насилия, развлечения, сплетней и т.д. и т.п. и весь негатив преподносится под углом, что власть тут по большому счету не при чем. Мучения народа от социальных язв продукты его безвластия. У кого власть раз пока она необходима тот и не мучается. Говорильня о следствиях пустая трата времени. Первое надо понять, что сегодня уровень производительных сил таков, что все социальные проблемы от жилья до проституции во всех сферах легко разрешимы. Второе надо понять, что частной собственности на средства производства пришел неизбежный исторический конец, и агония капиталистической системы уже началась. Третье народ должен ясно понять, что он безвластен, что у него нет необходимых рычагов воздействия на власть любого уровня. Для исправления уродливых общественных отношений необходим первый правильный шаг. Надо переизбрать в пожарном порядке в так называемой «коммунистической» партии попа Зюганова. Это сделать слишком сложно, так как за десятилетия так называемого руководства в партии Зюганов воспитал горе «коммунистов» попятами и эти партбилетоносцы способны только верить, а не понимать. С такими вывернутыми мозгами конечно марксизм для них устарел как раз в тот момент, когда сама жизнь доказывает верность его титанических трудов. Как для «продажной шкуры» истина только та, которая выгодна, так и для глупца истина только та как он ее понимает. Человеку стыдно подумать что он умнее Маркса, а двуногая скотина только тем и занята, что верещит о догмах Маркса, ничегошеньки не понимая в его учении. Корче надо установить демократию в «коммунистической» партии (ее демократии никогда там не было иначе после Сталина лохи, какие были в руководстве, не могли бы приходить к власти) переизбрать попа Зюганова и выбрать нового руководителя по избирательной системе которую я беспартийный предложу. Этот будет маленький, но в высший степени важный первый правильный шаг в развитии новой жизни страны. Мой комментарий рассчитан на понимание, а чтобы было понятно первому встречному, то мне пришлось бы его расширить до книжки. Я рассчитываю на умных, которые естественно способны в более краткой форме и убедительнее объяснить, что в данном случае первично, а что вторично для резкого (3-4 года) поднятия уровня жизни общества. Хотя одно другому не мешает, но в данном случае все-таки прежде надо разобраться во внутренних делах (например в партии), а потом уж строить внешние отношения.
Знай, если где-то звенит колокол, то он звенит и по тебе.
Конечно, Президент Медведев Д.А. сделал очень сильный ход для сохранения порядка, успокоения народа и, наведав, по-человечески поддержал больного. Что касается фразы Президента Ингушетии Юнус-бек Евкурова: «я буду жестоко обращаться с теми, кто не дает народу нормально жить» то от нее грустно и смешно. Базаро-рыночная экономика в данных условиях в условиях развала «СССР» кроме мучений ничего не может дать народу. Ингуши пусть и не рассчитывают на нормальную жизнь. Единственное утешение для них тут может быть то, что народы и других «республик» бывшего «СССР» обречены и уже влачат жалкое существование. Так как сегодня настало время науки, то наука должна иметь и власть. То есть без обсуждений и вынесений решений по важным вопросам для страны Академией Науки Российской Федерации, вводимые законы не должны иметь силы. Так что чтобы было все нормально, например, в Ингушетии надо попа Зюганова переизбрать и выбрать нового руководителя так называемой «коммунистической» партии по избирательной системе, которую я предложу. То, что люди не видят связи между вредным руководством партией Зюгановым и их мучительной нищенской жизнью, это еще не значит, что этой связи нет.
Для США очень важно чтобы экономика России слабо развивалась и этому все подчинено. Отвлекающие всякого рода маневры везде и в политике тоже. Так что сдержанность, объективность, здравый смысл США в отношениях с Россией не бескорыстны.
Виктор*