Дополнительное меню

Социал-демократия: русский прорыв

+1
0
-1

Общество эпохи постмодерна и глобализации сталкивается сегодня с рядом вызовов, таких как мультикультурализм, постиндустриализация, демократизация и сепаратизация. Постсоветский мир также сталкивается с этими вызовами, однако политическая культура постсоветских народов не способна воспринять концепты, органично вписывающиеся в реальность западных демократий и служащие их ответом. Необходимо коренное изменение постсоветской реальности.
Как когда-то Октябрьская революция помогла России поменять технологии, структуру общества, инфраструктуру городов – так и сегодня необходимо совершить нечто подобное по масштабу, но отвечающее духу времени (путь террора, принудительной коллективизации и кровавых экспериментов – не соответствует требованиям эпохи). Нужен постиндустриальный прорыв, масштабный гуманитарный проект, который бы связал народы и классы. И этот постиндустриальный прорыв возможен при Социал-демократической революции – которая должна сменить формацию, установленную в России Октябрьской социалистической революцией. В чём суть данной революции? На этом я остановлюсь подробнее ниже.
Мир мультикультурализма – мир фрагментарный, в котором сосуществуют множества различных культур и субкультур. Современные государства так или иначе стремятся ответить на этот вызов, сохранив единство общества. Западный мир выработал доктрину либерального мультикультурализма с её концепцией толерантности.
В России и странах постсоветского пространства существует проблема с укоренением данной модели. Атомарная природа либерального мультикультурализма разрушительно действует на российское общество.
Возможно ли дать адекватный ответ в рамках постсоветской политической культуры на данный вызов? Пожалуй, наиболее подходящим ответом может стать этика коммунитаризма, которая соответствует принципам русской общинности и коллективизма. Взаимопомощь представителей различных культур и субкультур, их стремление жить «миром», консолидация во имя защиты чужих особенностей (и в то же время понимания, что остальные защищают твои особенности) – именно так выглядит модель коммунитаризма на практике.
Постиндустриализация в постсоветском мире должна привести к дезурбанизации и популярности экологического тренда. "Новая экологическая миссия России – одно из немногих реальных направлений, на котором, без привлечения чрезмерных ресурсов, легко можно либо наполнить имидж страны положительной энергетикой, либо окончательно и бесповоротно его уничтожить" – отмечает директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ, доктор политических наук профессор Эраст Галумов.
Наша страна обладает огромными по протяжённости сибирскими лесами, которые являются лёгкими планеты, значительным количеством пресной воды планеты, множеством экологических систем, ещё не нарушенных человеком. Мы обязаны сохранить это природное богатство ради всего человечества. В конце концов, как выразился эколог и депутат Государственной Думы Х.А.Барлыбаев: "российский эколог – это патриот всей планеты". Все члены нашего общества должны стать патриотами Земли. В условиях грядущей экологической катастрофы, только этот путь имеет будущее. Россия – это страна, в которой, в отличие от многих других европейских стран, всё ещё сохраняются большие пространства нетронутой человеком природы: огромные по протяжённости леса, множество рек, озёра, длинные хребты гор, моря, богатые флора и фауна и многое, многое другое.
Культуры народов России (славян, татар, архаичных северо-восточных народов нашей Родины и др.) нередко содержат в себе экологические традиции, которые помогали им жить в гармонии с природой и очень прочно укрепились в их мировоззрении.
Поэтому основы для создания новой национальной идеи России существуют: это духовно-экологические принципы, которые действительно близки российским гражданам. Наша цель заключается лишь в том, чтобы развить их. Это будет большой шаг вперёд в мировой культуре. Россия, как экологическая держава сказала бы своё новое слово в политике, и другие страны смогли бы, затем, воспользоваться её опытом.
В рамках теории Самуэля Хантингтона о волнах демократизации, Россия уже прошла этап либерализации. Не слишком удачно, даже трагично, но прошла. Теперь предстоит вторая ступень – демократизации. В этот период России и иным постсоветским странам необходимо выработать модель демократии, которая была бы адекватна политической культуре её народов. Исторически России более всего была бы приемлема социал-демократия – как реформированный социализм, более высокая стадия развивавшейся в советских условиях политической формы. Более того, она логически вытекает из описанных выше этики коммунитаризма и экологизма. Если совместить две модели смены формаций – марксистскую и модель Д. Белла и Э. Тоффлера, то доиндустриальной стадии соответствует первобытному, рабовладельческому и феодальному обществу. Стадии индустриальной соответствуют капиталистическое и социалистическое общества. Посколько социалистическая формация – последняя, то на её базе должен произойти постиндустриальный прорыв. В результате сам социализм проходит модернизацию и принимает социал-демократическую форму.
Наконец, ответом на сепаратизацию должен стать неофедерализм, берущий за свою основу культурную автономизацию, защиту прав национальностей, и в то же время позволяющий сохранить политическое единство и вырабатывать единую национальную идентичность. Защита прав народов – это мировой тренд, нужно им воспользоваться. Использовать его в своих интересах, но при этом не забывать об ответственности. Не стоит использовать народы, как «спички» для создания «пожаров», гораздо выгоднее и в то же время нравственней – действительно отстаивать гуманистические ценности, права народов на самобытность и культурную автономность, противодействие любым проявлениям дискриминации, сохранение физического существования ряда национальностей. Неофедерализм и защита прав национальностей – также не противоречит, а наоборот следует из этики коммунитаризма, социал-демократии и экологизма.
Мир постсоциализма нуждается в том, чтобы возродиться в свете духовного социализма: а именно таким является его социал-демократическая версия. Духовный социализм и его постматериальные ценности – это будущее Европы от Урала до Атлантики.

Прикрепленный файлРазмер
Иконка изображения 0000kh86.jpg99.71 КБ
Поделиться